В 5-летнем возрасте у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
часто наблюдаются проблемы с речевым дыханием (выдох бывает слабым, коротким) что, в свою очередь, негативно сказывается на силе голоса, четкости звукопроизношения и плавности речевого потока.
В своей работе по развитию правильного речевого дыхания в старшей группе компенсирующей направленности "Умка" мы используем различные игровые методы, которые превращают коррекционную работу в увлекательное занятие для детей.
- «Игры с поддувалочками», в которых дети с помощью силы и объема воздуха удерживают мячик в воздухе. Эти простые приспособления помогают ребятам в игровой форме тренировать легкие и диафрагму.
- «Забей гол», где используя легкий шарик (например, из ваты или салфетки) и ворота, сделанные из деревянного конструктора ребенок, сделав глубокий вдох через нос, старается загнать в них шарик, с силой подув на него.
- «Веселые свистульки», в которых используются свистки, требующие разной силы выдоха, что позволяет тренировать силу и направленность воздушной струи.
Системная работа над речевым дыханием с использованием игровых методов показывает высокую эффективность: у детей заметно улучшились показатели силы и продолжительности выдоха; игровая форма занятий способствует повышению интереса и снижение утомляемости; укрепление дыхательных мышц положительно влияет на работу артикуляционного аппарата, что улучшило общее качество речи воспитанников группы.
Игры на развитие дыхания (видеофильм создан Кичигиной Л.Г.)
Воспитатели: Кичигина Л.Г.,
Ковалева О.В.
Учитель - логопед: Аксёнова О.А.
